Пандемия коронавируса положительно отразилась на другом глобальном кризисе — изменении климата. Во многих городах по всему миру, и Москва здесь не исключение, резко снизилось количество машин на улицах и улучшилось качество воздуха. В сотнях городов, правда Москва здесь, увы, исключение, перераспределяют пространство, чтобы пешеходам и велосипедистам было удобнее.
Милан в конце апреля. Город перераспределил несколько полос для велосипедов и пешеходов. Фото Daniele Mascolo/Reuters
Директор программ дорожной безопасности Центра устойчивых городов Мирового института ресурсов Клаудиа Адриасола-Стейл считает, что сейчас впервые со Второй мировой войны городам понадобилось заново себя изобретать. По её словам, «давнишние цели снизить количество автомобилей на улицах городов и уровень загрязнения воздуха были достигнуты за считанные недели». При этом она считает скорость главной невидимой угрозой всем этим достижениям: «Если больше людей будет ходить пешком или ездить на велосипеде, это хорошо отразится на климате. Но для улучшения экологической обстановки городов нужно ещё и снижать скорость автомобилей».
Логика такова: меньше скорость — меньше потребление топлива — меньше вредных выбросов (а ещё меньше вероятность аварий). Очень многое сейчас направлено на снижение смертности на дорогах и уменьшение влияния на окружающую среду: снижение скорости, регулирование экспорта «грязных» и небезопасных автомобилей, проектирование безопасных улиц.
«У людей развито чувство высоты, но не скорости», — считает Адриасола-Стейл. Судите сами: большинство боится выпасть из окна второго этажа, но риск получить травмы при этом такой же, как при столкновении с автомобилем на скорости 40 км/ч. Скорость остаётся одной из главных причин смертей и тяжёлых травм в авариях. В странах с высоким уровнем доходов — это причина ⅓ смертей, а в странах со средним и низким уровнем доходов — до половины. При этом в России одно из самых высоких ограничений скорости в городах в мире (60 км/ч), а ездить без штрафов при этом можно вообще 79 км/ч.
Практически во всех странах мира во время пандемии на улицах стало меньше машин. При этом в период самоизоляции средняя скорость увеличилась, как и количество случаев значительного превышения скорости. «Личная выгода от чуть менее быстрой езды не выглядит серьёзной. Но смотреть на общую выгоду, то там результат заметен: снижается количество аварий, тяжёлых травм и смертей», — считает Вероника Фейпел, менеджер программы дорожной безопасности Международного транспортного форума. Так, по статистике, рост скорости на 10% в среднем приводит к росту количества смертельных аварий на 40%.
В феврале на Всемирной министерской конференции по дорожной безопасности приняли Стокгольмскую декларацию (Россия её тоже подписала). В ней снижение скорости называется важной задачей для стран по всему миру. Пункт о том, что максимальная скорость на городских улицах не должна превышать 30 км/ч, появился там неспроста — обоснование там примерно то же самое: «[это] положительно скажется на качестве воздуха, посодействует борьбе с глобальным потеплением, а также особенно важно для снижения количества смертей и травм в ДТП».
Подход к проектированию улиц Vision Zero во многом основан на идее о том, что все мы люди и совершаем ошибки, которые не должны наказываться смертью. Он доказал свою эффективность во многих городах. Его «крёстный отец» Клас Тингваль считает, что новая декларация — отличный способ дополнить изначальную программу. Впрочем, по его словам, это не единственная инновация последних лет ради безопасности и экологии. Например, в Швеции применяется геозонирование — виртуальный «забор», контролирующий передвижение автомобилей в какой-то зоне, например, возле школ. Он позволяет ограничивать въезд в такие зоны и контролировать скорость перемещения по ним.
Скай Данкан, директор организованной NACTO (кстати, покупайте их книгу «Проектирование городских улиц») всемирной инициативы по проектированию городов, утверждает, что «Сейчас общепринятая практика — отдать кучу городского пространства личным автомобилям, а остальному транспорту отсыпать по остаточному принципу. При этом улицы, спроектированные ради удобства пешеходов, велосипедистов и пассажиров общественного транспорта и безопаснее, и полезнее для здоровья».
Dragão do Mar в Фортелезе, Бразилия, после применения принципов уличного дизайна
Возглавляемая Данкан организация помогла бразильскому городу Форталеза за последние 10 лет снизить количество смертей в авариях в два раза — мало какой город сравнится с таким рекордом. Там пригласили местных художников и детей ярко разукрасить проезжие части и тротуары — отчасти помогло и это. Данкан считает, что это помогает людям «видеть улицы иначе и чувствовать себя их хозяевами».
Ежегодно в авариях погибает 1,3 миллиона человек, а вследствие загрязнения воздуха — 4,2 миллиона, приводит цифры бывшая глава Дептранса Нью-Йорка Джанет Садик-Хан. По её словам,
«безопасные для людей улицы ещё и положительно сказываются на климате. Если ваша цель — спасти планету, начните со строительства велодорожки».