Укрощение скорости

22 февраля 2020 г.

Основополагающим принципом программы Vision Zero является регулирование скоростного режима в целях безопасности на дорогах. Ее разработчики признают право на ошибку за каждым участником движения, поэтому транспортная система должна быть организована так, чтобы уберечь каждого.

Простой факт: шансы человека на выживание стремительно падают, если его сбивают на высокой скорости, нежели чем на низкой. Это особенно актуально, если мы имеем дело с пешеходами или велосипедистами, а также физически уязвимыми группами населения, детьми и пожилыми. Этот простой факт слишком долго недооценивался или вовсе не принимался во внимание, зачастую из политических или практических соображений.

Мы можем следить за скоростью и не подвергать опасности свою жизнь — все зависит от нашего выбора. Число местных сообществ, принимающих такое решение, растет. Города борются с упущениями прошлого.

Портленд, штат Орегон, лидирует в области развития законов и мер по регулированию скорости ради безопасности. В частности, Департамент транспорта города Портленд использует три стратегии по урегулированию скорости для содействия безопасному поведению на дорогах: устанавливает надлежащий скоростной режим, проектирует улицы ради обеспечения безопасного движения, а также использует камеры, обеспечивающие соблюдение скоростного режима.

После внедрения программы Vision Zero в 2015 году в Портленде составили список дорог с повышенной опасностью. High Crash Network, или HCN, представляет собой список наиболее опасных для водителей, пешеходов и велосипедистов тридцати городских улиц и тридцати перекрёстков. На долю HCN приходится 8% улиц и 57% аварий со смертельным исходом.

На раннем этапе исследования в рамках Vision Zero представители Портленда проанализировали разные данные, в том числе долю погибших на каждый километр установленных ограничений скорости. Был выделен следующий ключевой факт: большинство аварий со смертельным исходом происходило на улицах с наивысшим значением максимально допустимой скорости 56-72 км/ч. Эти улицы имеют протяженность в 378 км, составляя 9% всей уличной сети Портленда и 45% дорог с повышенной опасностью.


Стратегия № 1: Установить подходящие ограничения скорости

Чтобы изменить поведение водителей, в первую очередь устанавливают то или иное ограничение скорости. На самом базовом уровне установленные ограничения скорости — это основное средство коммуникации, влияющее на поведение водителей. В них содержится важная информация относительно не только установленной законом, но и подходящей, по мнению властей, скорости.

К числу важных для рассмотрения факторов при установке скоростных ограничений относятся:

  • Прилегающие участки землепользования
  • Ширина улиц
  • Среднесуточная интенсивность движения
  • Общее число аварий со смертельным исходом и телесными повреждениями за установленный период времени
  • Число аварий на каждый километр за установленный период времени
  • Число аварий со смертельным исходом и телесными повреждениями на каждый километр за установленный период времени
  • Подробные сведения об удобствах для пешеходов, велосипедистов и водителей прочих транспортных средств
  • Рекомендованные скорости для пешеходов и велосипедистов, вычисленные на основе упрощенной матрицы решений, разработанной в Портленде (скорость, призванная снизить риск смертельного исхода для уязвимых участников дорожного движения до 10% и отвечающая задачам городского трафика).


Стратегия № 2: Составить проекты улиц, способствующих безопасному движению

Помимо снижения скоростных ограничений, портлендский метод урегулирования скоростей подразумевает безопасный уличный дизайн. Матрица решений помогает определить рекомендованные к проектированию элементы, способствующие снижению риска в каждом отдельном случае. Департамент транспорта города Портленд внедряет эти элементы на дорогах, чтобы установить барьеры между участниками дорожного движения, движущимися на разных скоростях, — пешеходами, велосипедистами и водителями автомобилей.

Показатели, которыми классифицируются перекрёстки:

а) Число аварий со смертельным исходом и телесными повреждениями за установленный промежуток времени в 4-5 лет

б) Коэффициент столкновений (количество аварий по отношению к числу машин, проезжающих через перекресток), и

в) Общее число аварий, в соответствии с которым рассчитывается денежная компенсация в зависимости от тяжести повреждений.


Стратегия № 3: Максимально обеспечить город проверенными технологиями, камерами видеофиксации

Использование камер видеофиксации — также один из пунктов стратегии Департамента по обеспечению безопасного поведения на дорогах. Одним из шагов, изложенных в плане действий программы Vision Zero, стала установка камер безопасности на наиболее опасных портлендских улицах. Получив одобрение Городского совета Портленда в 2015 году, Департамент транспорта провел масштабную работу со своим отделом по взаимодействию с государственными органами, чтобы добиться принятия штатного закона, который бы позволил городу устанавливать камеры безопасности на транспортных коридорах с наибольшим риском аварий, т.е. там, где это прежде не допускалось. В том же году был подписан законопроект, предоставляющий желаемые полномочия.

Судя по предварительному анализу программы по установке камер безопасности в Портленде, проведенном в 2017 году, они успешно снижают статистику превышения скорости. Так, по результатам сопоставления данных о скоростях на участках дороги возле камер до и после их установки, нарушения скоростного режима снизились на 61%, а скорость максимального нарушения установленного скоростного ограничения на 16 км/ч — до 92%.

Ограничение скорости на дорогах во избежание травм, несовместимых с жизнью, — краеугольный камень философии Vision Zero. Это ключевой элемент концепции «безопасных систем». Ее разработчики признают право на ошибку за каждым участником движения, поэтому транспортная система должна быть организована так, чтобы уберечь каждого. Американские сообщества пытаются распутать паутину, сотканную из устаревших законопроектов, и восстановить приоритет безопасности над скоростью.

В Портленде разработали трехступенчатую стратегию, с помощью которой можно добиться полномочий на урегулирование скоростей и применить метод «безопасных систем», являющийся альтернативой 85-му перцентилю (лимит устанавливается примерно как средняя скорость 85% автомобилей, едущих по улице без пробок), а также реконструировать дороги, которые позволят двигаться на безопасной скорости, и использовать камеры безопасности. Другие города могут последовать примеру Портленда.


Перевела Полина Сысуйкина. Оригинал. Фото и иллюстрации — Portland Bureau of Transportation.

Сбор регулярных пожертвований в Тюмень
Собрано 400 из 25 000 рублей
Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Сбор регулярных пожертвований в Тюмень
Собрано 400 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему