Города растут, обретая самосознание и память. Историческое наследие — это и есть память города, без которой невозможно строить будущее. Сохранять важно не отдельные здания, а среду целиком — именно она притягивает людей. Недаром во Франции взяли за правило сохранять целые городские пейзажи.
Историческая среда прекрасно конвертируется в деньги. Профессионалы называют это ревалоризацией — когда вы сохраняете историческую среду, повышая тем самым ценность всего пространства, а уже это ведет к росту стоимости входящих в него объектов.
Сохранять среду пробовали, например, при редевелопменте Трёхгорной и Даниловской мануфактур. Сегодня они, как другие старые промышленные территории Москвы — новые центры городской жизни. Ревалоризация в чистом виде.
С началом реновации от этой логики почему-то решили отказаться. Теперь предполагается, что старую жилую застройку можно снести под корень, на её месте построить новую, а среда возникнет как бы сама собой. У профессионалов к такому подходу очень много вопросов.
Наринэ Тютчева, руководитель архитектурного бюро «Рождественка» и РЕ-Школы, озвучила эти вопросы в нашем лектории, а также поделилась 30-летним опытом работы с исторической средой.
Полностью лекцию смотрите на нашем YouTube-канале: