В Нью-Йорке обсуждают, как быть с устаревшей эстакадой в Бруклине: восстановить, снести или поискать золотую середину?
Скоростная автомагистраль Бруклин-Куинс (здесь и дальше BQE) была построена в 1954 году по инициативе Роберта Мозеса и воспета музыкантом Суфьяном Стивенсом, но это не спасло ее от разрушения. Сейчас конструкция находится в предаварийном состоянии и в городе обсуждают, что с ней делать дальше.
Первоначальный проект реконструкции трехпролетного участка BQE не понравился местным жителям. В особенности тем, кто живет на Бруклин Хайтс Променад, где предлагалось возвести временную трассу, — здесь находятся одни из самых дорогих домов в городе. При этом временная дорога будет выбрасывать в воздух огромное количество вредных частиц и обойдется примерно в 3 миллиарда долларов.
Местные жители объединились, чтобы бороться с проектом (точно так же, как в середине ХХ века они сопротивлялись планам Мозеса проложить трассу сквозь сам квартал), и предложили альтернативу. А некоторые из местных вообще предложили полностью снести трассу вместо реконструкции.
А теперь и нью-йоркский казначей Скотт Стрингер, который был против плана Департамента транспорта с момента его обнародования, тоже предложил собственный проект, который выглядит как компромисс: нечто среднее между сносом старой эстакады и превращением любимой местными жителями набережной в полноценную трассу. План разработан вместе с Департаментом транспорта, но смет и графиков в нём пока нет.
«Мы надеемся, что для агентства плачевное состояние дороги является не только инженерным вызовом, но и возможностью создать что-то новое, что принесет пользу и дорожному движению, и близлежащим жилым районам, — пишет Стрингер в письме Полли Троттенберг, члену комиссии Дертамента транспорта. — Много уважаемых людей призвали к полному демонтажу трехуровневой трассы. В последние годы от Портленда до Парижа, от Сан-Франциско до Сеула на смену автострадам приходят парки и площади, создавая новые точки притяжения, ценные сами по себе».
Однако Стрингер уточняет, что практически все преобразованные автострады изначально обслуживали только легковые машины. А если взглянуть на BQE, то в сутки по ней проезжает 14 тысяч грузовиков. Поскольку снос трассы означает, что фуры будут ездить по жилым кварталам, Стрингер предлагает пойти на компромисс: дорога остается за грузовиками, но ее верхняя часть станет линейным парком, вытявшинуся примерно на 3,5 км — от Бруклинских высот через Коббл Хилл и Каролл Гарденс.
А что ждет 144 000 легковушек, которые каждый день ездят по BQE? Возможно, им придется поискать новые пути: либо по улицам, либо в объезд трассы для грузовиков по тоннелю Хью Кэри вместо Бруклинского или Манхэттенского моста. Однако есть основания полагать, что они попросту исчезнут. Например, через мост в сторону Аляски в Сиэтле проезжало 90 тысяч машин в день, но в январе его демонтировали. После этого издание The Seattle Times сообщило, что снос привел к увеличению среднего времени в пути, однако далеко не так сильно, как прогнозировалось. Вместо поиска альтернативных путей, водители попросту пересели на велосипеды и водные такси. Машины пропали. Избавьтесь от дорог, и вы избавитесь от машин – именно так рассуждают и некоторые жители Нью-Йорка, выступающие за снос BQE.
«Мы собираемся предоставить водителям выбор: вы можете отказаться от машины и пересесть на общественный транспорт, мы обеспечим вам альтернативные варианты передвижения, — говорит Стрингер. — Однако этот район вам больше не принадлежит. Вы не можете ездить на машине, игнорируя проблемы загрязнения воздуха и пробок». Он считает, что правила застройки и автоцентричная культура долгое время ограничивали возможности горожан, но теперь люди требуют перемен и это надо учитывать.
В проекте Стрингера приводится пример парка Клайд Уоррен в Далласе. Он наполовину короче отрезка BQE в Коббл Хилл, но вдвое шире. Его создание обошлось в «приемлемые 110 миллионов долларов». При этом проект полноценной реконструкции BQE оценивается в 125 миллионов.
«Заменив одну огромную автостраду на другую, мы продолжим поддерживать образ Нью-Йорка последних пятидесяти лет с перегруженными улицами. Это не будет способствовать появлению открытых пространств и нового города, которые нам нужны», — считает Стрингер и предлагает отказаться от устаревших подходов Роберта Мозеса.
Исполнительный директор Brooklyn Heights Association Питер Брей говорит, что его организация восхищена предложением Стрингера. Он назвал его примером творческого мышления, которое нужно Нью-Йорку, чтобы превратить BQE в пространство, которое будет отвечать нуждам горожан в ближайшие 50–70 лет.
Хилари Джагер из сообщества A Better Way NYC тоже поддерживает инициативу: «Стрингер обладает мышлением человека, который хочет решать проблемы, это именно то, чего ждут избиратели. Его инициатива может стать для города ориентиром. Ждем, когда мэрия и Департамент транспорта пересмотрят план».
Оригинал. Перевод Анастасии Ромашкевич.